Школа своего Дела (восьмая лекция)

10.12.1999

Добрый день.

Думаю, что у многих читателей возник вопрос, а что выше? Выше этики и мировоззренческих взглядов человека?

Выше, разумеется, идут основания для мировоззрения, почему этично то, и неэтично это, почему и как человек выбирает для себя такой набор этических принципов, а не другой.

Но выражение словами этих оснований не всем позволено. Поэтому этим описанием я и ограничусь.

В предыдущих лекциях я обнаружил, что начал употреблять слово предприниматель, хотя в первоначальном замысле предполагалось обойтись без него, описывая создание своего Дела.

Слово предприниматель означает человека, который начал действовать, начал влиять на окружающий мир. Для человека, который считал себя жертвой обстоятельств, от него не зависящих, начать действовать - это, несомненно, шаг вперед.

Для такого человека, активность всегда лучше пассивности.

Но для человека, научившего добиваться поставленных целей, главным становиться вопрос, не как добиться цели, а какие цели поставить перед собой. Не как, а что делать.

Такого человека неточно было бы называть предпринимателем. Я бы, скорее, назвал его ищущим. Он ищет, куда приложить свои силы.

Если он не действует, то не потому, что не может преодолеть какие-то трудности или боится неудач, а потому что понимает, что лучше, ничего не делать, чем делать не то, что нужно.

Для такого человека, лучше бездеятельность, чем ненужная деятельность.

Такой человек начинает с огромной осторожностью и вниманием относиться к решениям и выборам других людей, так как то, что правильно для одного человека, может быть неправильно для другого.

Давайте представим себе человека, который активно работает над освоением самых эффективных техник продаж, осваивает нейро-лингвистическое программирование, тщательно изучает всех своих клиентов и так далее.

Можно себе представить, что его развитие в этом направлении приведет в идеале к тому, что он добьется 100% результативности. То есть каждый клиент, который встречается с этим профессионалом, совершает покупку.

Но в этом случае, не является ли это насилием над покупателем? Не является ли это лишением человека выбора и превращение его из свободного человека в марионетку в руках такого профессионала?

Разумеется, такой этической проблемы не стоит перед человеком, который только начинает пытаться что-то продавать. Новичок, скорее, может отпугнуть человека, которому действительно нужен такой товар.

Но по мере роста профессионализма, рано или поздно такой выбор встает перед человеком, который не перестает работать над повышением своей эффективности.

Здесь мы видим, что неизбежно, для дальнейшего внутреннего роста, человек вынужден отказаться от самых надежных, самых эффективных приемов и технологий.

Но для того, чтобы начать от них отказываться, нужно действительно почувствовать это искушение. Искушение подчинять людей своей воле.

Легко отказываться от того, чего нет. Легко договариваться с партнером о дележе прибыли, которой еще нет, на условиях 50/50. Но как тяжело потом, после получения прибыли, отказаться от искушения найти повод и изменить условия на более "справедливые".

Действительно, жизнь наполнена парадоксами. Чем выше, например, уровень человека в боевых искусствах, тем скорее, в случае конфликта, такой человек будет стараться избежать драки. А настоящий мастер будет просто спасаться бегством, если нет другого способа уйти от столкновения.

Так что, конечной целью освоения любых техник является неприменение их.

Из вышесказанного, читатель легко догадается, что является конечной целью развития каузальных способностей.

Вернемся к слову ищущий. Мы уже говорили, что найти ответ на то, что нужно делать, какое Дело создавать, можно только внутри себя.

Это Дело должно не противоречит Вашим этическим принципам на сегодня, плюс перспектива на несколько лет. Согласитесь будет не очень приятно обнаружить, что Вы занимаетесь тем, что согласно вашим изменившимся взглядам, не вполне этично.

Пытаться закрывать глаза на это бесполезно. Если Вы будете пытаться продолжать, то быстро обнаружите, что интерес к этому делу у Вас неуклонно падает и Вы начинаете чувствовать себя как на каторге. И уверяю Вас, выдержите недолго.

Таким образом, условие номер 1 - это соответствие Дела вашим этическим взглядам.

Условие номер 2 - проверьте, как с этической точки зрения выглядит Ваше дело, если оно, благодаря Вашим гениальным решениям, разовьется настолько, что охватит весь мир. Не возникнут ли в результате какие-либо негативные последствия?

Не произойдет ли у вас так, как, например, произошло у физиков. Физики с огромным увлечением занимались исследованиями ядерных реакций, а в результате получили ядерную бомбардировку японских городов и Чернобыль.

И последнее. Представьте себе, что сегодня у Вас достаточно материальных и финансовых ресурсов, чтобы заниматься тем, что Вы хотите. Чем бы Вы в этом случае стали заниматься?

А теперь подумайте, а нельзя ли найти такое сильное решение, чтобы Вы могли начать все-таки заниматься тем, чем бы Вы хотели, несмотря на нехватку ресурсов?

На этом я и закончу восьмую лекцию.

Юрий Мороз (moroz@onego.ru)

Добавить комментарий